Физическое влечение: как вернуть томским школьникам любовь к физике



Споры между технарями и гуманитариями вечны: вопрос о том, кто умнее — физики или историки — возникает еще на школьной скамье. Однако в томских школах здоровая конкуренция оказалась под угрозой: по словам экспертов, физика становится менее привлекательной для ребят. Томские выпускники реже сдают физику в рамках ЕГЭ, а те, кто сдает, получают невысокие баллы. Корреспондент портала Tomsk.ru — о том, как повысить популярность физики, и что может случиться, если этот предмет в томских школах будет невостребованным.

Впервые в Томске о проблеме заговорил ректор политехнического университета Петр Чубик. Он отметил, что в данный момент весь цивилизованный мир находится на пороге новой промышленной революции — резких, радикальных перемен в научном мире. Но совершить революцию возможно только при взаимодействии трех миров — физического, биологического и цифрового.

«Важный момент — востребованность этих трех миров выпускниками томских школ и абитуриентов вузов. Она очень разная. Самой высокой у выпускников является востребованность биологического мира, где профильный предмет — биология. Об этом свидетельствует высокий конкурс и высокие средние баллы поступающих в медицинские вузы. Вторым по востребованности у сегодняшних выпускников школ стал цифровой мир, где профильный предмет — информатика. А вот с востребованностью физического мира, физики, есть проблемы. Игнорирование этого предмета может привести к угрозе, в том числе, угрозе нереализации стратегии научно-технологического развития национальной технологической инициативы», — заявил Чубик.

Ректор ТПУ подчеркнул: сейчас число выпускников школ Томской области практически равно суммарному числу бюджетных мест по очной форме обучения в томских университетах. При этом число выпускников, сдавших ЕГЭ по физике, составляет всего 21 %, что вдвое меньше бюджетных мест в томских вузах, где профильными предметами являются физика и математика.

«Даже если брать просто число сдавших физику в этом году — 1114, в одном только ТПУ было 1110 бюджетных мест, но ведь еще и другие вузы есть. Часть выпускников школ Томска уезжают учиться в столицы, и серьезный конкурс здесь создают выпускники из других субъектов России и стран СНГ. В Томске ЕГЭ по физике сдают хуже, чем по информатике и химии, разница составляет более пяти баллов. Минимальный порог баллов по физике, установленный в ТПУ, — 51, его преодолели лишь 63,5 % от общего числа сдающих ЕГЭ по физике. Иностранцы из стран СНГ существенно хуже, чем наши выпускники, сдают информатику, чуть хуже — химию и русский, но значительно лучше — математику и физику. Конкуренция высочайшая, и победить можно только одним способом: повышением качества подготовки выпускников томских школ», — уверен Петр Чубик.

Ректор политехнического университета добавил: если число абитуриентов, поступающих на «физические» специальности в Томской области, будет снижаться, то в реальный сектор экономики региона придется привлекать выпускников из других субъектов России и других стран, тратя на это дополнительные ресурсы.

«Это, несомненно, усложнит реализацию стратегии научно-технологического развития России», — подчеркнул ректор ТПУ.

Сложность предмета

Начальник департамента образования администрации города Томска Ольга Васильева подтвердила, что проблема действительно актуальна для томичей, однако отметила, что нельзя называть это явление «невостребованностью физики».

«Уменьшается число детей, которые по итогам обучения в средней школе в рамках ЕГЭ выбирают физику. В Томске число ребят, сдающих физику, за два года снизилось на 100 человек. Трудно назвать какую-то одну причину этого явления. Физика — наука серьезная, современная, всеобъемлющая, активно развивающаяся, но требует усидчивости, усилия, заучивания и понимания, в науке присутствует серьезная практическая часть. Наверное, сложность, объем материала, его разноплановость, решение задач, работа лабораторного характера — все это как-то «отпугивает» детей. Конечно, это совершенно недопустимо на фоне возрастающей потребности в инженерных кадрах, и этот диссонанс очень беспокоит», — рассказала Ольга Васильева.

Она подчеркнула, что также в Томске идет снижение числа выпускников школ, которые на ЕГЭ по физике не преодолели минимального порога — не набрали минимального количества баллов. В 2016 году таких ребят было 29, в 2018-м — всего 11.

«Это наводит на мысль о том, что дети, выбирающие физику, — это те, которые готовились к ней, для кого физика в приоритете, кто связывает свое будущее с изучением предмета, чаще всего, с инженерными специальностями. Если при уменьшении числа сдававших ЕГЭ отсеивается те ребята, которые и не были готовы к этому экзамену, может быть, это неплохо. Хочется, конечно, чтобы охват детей был больше, чтобы вузам при подготовке будущего инженера было, из кого выбирать», — добавила начальник городского департамента образования.

По ее словам, обозначенная проблема — это общероссийское явление. Согласно официальным сведениям, средний тестовый балл по физике в России в 2018 году составляет 53,22, в Томской области — 56,42, а в Томске — 58,9. При этом томские вузы делают очень многое для подготовки своих будущих абитуриентов.

«Вероятно, мы еще не все сделали, чтобы ребята успешнее справлялись с программой по физике и больше были мотивированы на ее изучение, прикоснулись к этой увлекательной науке. Решение этой проблемы — наша совместная работа. В последние годы томские университеты сделали колоссальное движение навстречу школьникам — своим будущим абитуриентам. Мы обновляем материальную базу кабинетов физики, давая возможность для демонстрационного эксперимента, для совершенствования лабораторной, практической части, стремимся, чтобы рабочее место школьника было оснащено современным оборудованием. Идет подготовка молодых учителей через помощь наставников, когда они уже пришли в учреждения. Это звенья одной цепи, каким-то единичным мероприятием проблему не решишь. Мы постоянно занимаемся этой кропотливой работой», — добавила Ольга Васильева.

Недостаток профильного обучения

Томичка Людмила воспитывает 14-летнего сына. Школьник увлекается физикой и в будущем хотел бы двигаться именно в этом направлении. Однако школа № 65, где учится подросток, не является профильной, и преподаватель по физике здесь всего один.

«Нам повезло с учителем физики, он один из лучших учителей в Томске, каких я знаю, а я знакома со многими. Однако в нашей школе он один учитель физики. Этот предмет не обязан любить каждый. Но пусть в каждой школе будет хотя бы два учителя. Ведь есть несколько учителей математики, русского, литературы, английского, истории… Почему физика в этом плане идет по остаточному принципу? Пусть один учитель занимается с учениками, которым она в дальнейшей учебе вообще не нужна, а второй — с теми, кто стремится к большему. Возможно, кстати, такое разделение сил было бы полезным и по всем остальным предметам», — считает Людмила.

Она понимает, что для поступления на физико-математический факультет ребятам нужна серьезная подготовка. Для этого можно ходить к репетиторам, на занятия при вузах или перевестись в другую школу, которая обеспечивает «сильную» физику. Однако томичка уверена: это не должно ложиться нагрузкой на семью.

«Обязанностью любой школы должна стать качественная подготовка по любому предмету. Это не дело, когда ребенок мотается на другой конец города на уроки и обратно, тратя на дорогу время, которое он может посвятить учебе, дополнительным занятиям или отдыху, потому что там подготовка по нужному ему предмету сильнее. Я уж не говорю о том, что в эти школы еще и попасть можно только по конкурсу: количество мест ограничено… Это абсолютно нечестно, неправильно и нелогично, на мой взгляд, есть школа «у дома», в которую ребенку удобно ходить, она и должна учесть все его интересы», — говорит Людмила.

Она замечает, что одни школы сотрудничают с компаниями и вузами, которые ориентированы на физмат, другие — нет. Хорошее, профильное образование по физике получают лишь ученики «избранных» томских школ.

«С какой стати я должна переводить своего ребенка в другую школу? Для этого надо сменить место жительства, либо ему ездить каждый день туда. Каждая школа должна дать хорошее образование. Иначе это дискриминация какая-то. И да, мне не важно, что на это нужны деньги, силы, время. Потому что школа — для ребенка, а не наоборот, и она ему обязана», — уверена томичка.

Кстати, по словам начальника городского департамента образования, в прошлом году в школах Томска работал 91 учитель физики, шесть педагогов имеют ученую степень кандидата наук, еще 42 — высшую квалификационную категорию. Также в томских школах много опытных преподавателей: порядка 65 человек работают дольше 20 лет, при этом в школы приходят молодые учителя.

«Со стажем до пяти лет в наших учреждениях работают десять человек. Конечно, хочется, чтобы приходили больше, но молодежь все-таки к нам приходит, и сознательную политику по подготовке именно учителей математики и физики проводит наш педагогический университет. Это решение ректората — изыскать ресурсы, чтобы именно на физико-математическом факультете стипендия была выше, чтобы привлекать ребят для подготовки именно по этим специальностям. Да, идет движение учителей физики, кто-то идет на пенсию, уходит из профессии, приходят новые учителя, но на начало этого учебного года только одно учреждение Томска показывало вакансию учителя физики», — подчеркнула Ольга Васильева.

Поднимать престиж профессии

Директор томской школы № 4 Владимир Зятнин проблемы «невостребованности» физики в своем учреждении не наблюдает, несмотря на то, что школа не является «профильной». Его выпускники чаще всего выбирают обществознание для сдачи ЕГЭ, однако на втором месте по популярности остается физика.

«Я не считаю, что ситуация катастрофическая. Средний балл по физике, конечно, сильно ниже, чем по обществознанию. Это вызвано чисто объективными причинами: набрать много баллов по математике и физике значительно сложнее, чем по русскому языку. С точки зрения физиков, например, ректора ТПУ, проблема, конечно, есть, и я его понимаю. К тому же, в последние годы сказывается то, что талантливые ребятишки-физики уезжают из Томска. У меня каждый год человек пять уезжают в Петербург или Москву, поступают именно на физические специальности», — рассказал Зятнин.

Он уверен: если бы все одаренные выпускники оставались в Томске, то технические вузы получили бы гораздо больше талантливых абитуриентов. А пока, считает директор, необходимо поднимать престиж профессии.

«Последние годы вузы поворачиваются к школам лицом. Я считаю, что это они должны взаимодействовать со школами, а не наоборот, потому что именно они заинтересованы в талантливой молодежи, — подчеркнул Владимир Зятнин. — Надо просто поднимать престиж технических специальностей, в том числе, с точки зрения финансов. Тогда ребята будут активно сдавать физику и поступать в профильные вузы Томска».

Екатерина Руденко

Рубрика: #Новости_Томск@tomskvkurse
Источник: Томск ру



Советуем посмотреть: