Отдушина и саморазвитие. На что учителя тратят свободное время?



Свободное время для учителя – большая редкость. Это работа, которая продолжается и за стенами школы, и вне учебного плана, и во время каникул. Сегодня педагоги всей страны празднуют свой профессиональный праздник. В преддверии этого дня мы познакомились с некоторыми учителями школ Томской области. Немного о детях, конечно, о работе, но больше – об их «второй» жизни – их увлечениях.

Учитель русского языка и литературы гимназии №55 им. Е.Г. Версткиной Светлана Шубина начинала свою карьеру тридцать лет назад. Вспоминает времена перестройки, именно тогда она увлеклась рукоделием, освоила тестопластику. Сегодня демонстрирует полноценную коллекцию собственных панно и кукол ручной работы. Их объединяет не только рука создателя, но и культура.

«Именно во времена перестройки, очень тяжелые времена, мы с моей коллегой окунулись в народную культуру: все, что связано со славяноведением, народоведением. Это сегодня интернет наводнен мастер-классами, а тогда ничего такого не было, до всего приходилось доходить собственным опытом. Я вообще считаю, что в те годы это меня просто спасло: эмоционально, морально и нравственно. Это была, своего рода, защита. Я помню, ездила в библиотеку, переписывала, изучала, что представляет из себя народный костюм, кичка русской девушки, вышивки на платьях».

«Первая работа была по мотивам Островского. Такая барыня, купчиха. Есть Наталья Гончарова. Все это панно. А потом, когда стали появляться первые куклы Тильды, перешла на такое творчество. Моя Тильда – кухонная фея. Все это делается моментально. Вот загорелось – два-три дня меня не трогайте, я сделаю. Когда я работаю, должна быть идеальная тишина, мне нужно сосредоточиться. Я до сих пор пытаюсь осознать, откуда это желание. У меня был в свое время такой серьезный профессиональный надлом, когда началась бессонница, когда отработала лет десять, плюс чисто бытовые проблемы. Я пошла на прием к психологу, на обратном пути зашла в магазин, купила материалы и сделала первую рамочку. И потом все пошло-пошло. Сейчас возвращаюсь к этому, когда есть свободное время. У педагогов обязательно должно быть свое увлечение. По большому счету, так и есть».

Учитель истории Томского кадетского корпуса Екатерина Шабурова свою профессиональную карьеру начала шесть лет назад. Говорит, что это только благодаря бабушке, тогда сложился образ сильной, а главное, счастливой женщины.

«Бабушка все время была такой счастливой. Когда она уже не работала, все равно носила накрахмаленные учительские воротнички. Я думаю, что если ты продолжаешь быть верен профессии, уйдя из нее, значит, это счастливая профессия.

История – наука гуманитарная. Ты либо интересен как личность, либо нет. А чтобы быть интересным, нужно все время что-то менять, что-то созидать. Сначала я вышила сама себе Бродского, не знаю зачем. А потом начала рисовать. Если бы разрешили разрисовать в кабинете стены, я бы это сделала».

«Нигде этому не училась, и уже будучи педагогом пошла в художественную школу. Там на мастер-классах любой человек раскрывается, и каждый может нарисовать то, что ему в тот момент нужно. Первыми я нарисовала небо и самолет – это был конец учебного года, хотелось улететь».

«В образах приходят дела насущные. Съездила в Грузию – нарисовала Грузию. Сейчас я рисую какую-то беременную женщину, надеюсь, что это к декрету. Думаю, свои желания нужно визуализировать. Я не знаю учителя, у которого нет хобби. Если нет этого интереса и творчества, то, наверное, это не твоя профессия. Ведь каждый урок он всегда разный, там элементы творчества постоянно заложены».

Учитель истории и обществознания Евгений Перемитин перешел работать в школу «Перспектива» сразу после ее открытия в этом году. Евгений рассказывает, что привлекло название, здесь есть возможность реализовать и себя. Кроме того, в школе приветствуют другое, любимое занятие педагога – историческая реконструкция. Это увлечение пришло в жизнь учителя раньше, чем школьные занятия.

«Занимаюсь я этим очень давно, лет 15. Началось это, наверное, как и у любого мальчишки, мне нравилось читать исторические книги. Уже в школе мой учитель сумела привить мне любовь к истории, как к предмету. И где-то в классе 8-ом я решил, что свою будущую жизнь наверняка свяжу с историей. Примерно в это же время узнал, что в Северске есть ребята, которые пытаются моделировать средневековье: бои, костюмы, оружие. Со временем я пришел к пониманию, что хочется не быть похожими, а именно восстановить исторические образы до мельчайших подробностей».

«Начинали с жестяных доспехов, кожаных курток, обклёпанных железными пластинами. А сейчас, конечно, наши образцы униформы стопроцентно соответствуют оригиналу. Мы прошли долгий тернистый пусть, в том числе путь финансовых вложений. У меня был период, когда я хотел все бросить, но историческая реконструкция…ты все равно к ней вернешься.

Мы часто ездим по сибирским регионам на исторические фестивали, на крупные мероприятия и за Уралом, в столицу. Рынок исторической реконструкции сейчас очень развит, в интернете можно найти и выкупить какую-то вещь. Чем позднее период реконструкции, тем больше теряется смысл. А мы то как-раз начинала когда буквально с линейкой нужно вымерять по фотографиям или газетным статьям искать информацию».

Фото предоставлено Евгением Перемитиным

После реконструкции средневековья, я ушел в реконструкцию русской армии 19-го века. Там все сложнее: всю амуницию мы делаем сами. Я очень горжусь, что у меня собраны комплекты униформы и снаряжения военной амуниции 19-го века, периода Первой мировой войны, Второй мировой, причем форма двух сторон – красной армии и противника. Конечно, мы в первую очередь надеваем форму на себя на таких исторических фестивалях. На два-три дня мы погружаемся в эпоху. Мы не учителя, инженеры и врачи, мы солдаты: красной армии, русской императорской армии, или же армии противника. Проживаем эту жизнь максимально аутентично, без возвращения к современной реальности. Часто задают вопрос, смог бы я прожить ту жизнь, вернувшись назад… Я точно могу сказать, что нет, современный человек абсолютно не приспособлен к событиям двухсотлетней давности».

История недалеко увела от школьных занятий и еще одного учителя Томской области. Педагогический стаж Юрия Мартыненко – 20 лет. Все эти годы в школе в селе Первомайское в Первомайском районе. Поисковый отряд «Земляки» – детище Юрия Мартыненко в течение пяти лет. Правда, на места сражений с другими поисковиками учитель истории выезжает с 2011 года.

«Это очень важно, чем-то заниматься. В моем случае, мне никогда не скучно. Мои интересы, а их очень много – это мой стержень. Очень люблю краеведение, провести время в госархиве. Редко получается выбраться, но, когда получается, это счастье какое-то. А экспедиции проводим раз в год, Я был участником уже восьми поездок. Пять провел со своим отрядом в республике Карелия».

Фото предоставлено Юрием Мартыненко

«Я очень хорошо помню самую первую вахту, только начал этим заниматься, мы поехали в Смоленскую область. Последний день выхода в лес, я тогда очень хотел внести свой вклад, принести какую-то пользу… Зашел в крапиву, срубил ее, два раза капнул, там был боец и два медальона – я был шокирован. После обеда вернулся, еще раз махнул – пятерых солдат поднял. Получилось шесть человек в одной ячейке. Я был поражен. А если речь идет о захоронении, представляете? Глубокая яма, и несколько рядов солдат, все они наши защитники. Для кого-то деды, для кого-то прадеды.

Сейчас мои ребята уже по четвертому разу съездили. Такое отсев прошли. Их держит интерес, цепляет не каждого. Им хочется найти что-то своими руками, сделать открытие, где-то побывать. Все в совокупности. Притираемся друг к другу, кто-то уходит, не приживается. Остается те, кто готов оторваться от телевизора, своих дел, прийти и помочь».

Если вам есть, о чем рассказать, звоните нам в редакцию по телефону 522-099.

Алина Штарк

Рубрика: #Новости_Томск@tomskvkurse
Источник: Томск ру



Советуем посмотреть: