«Восточный посольский путь»: как дороги превращаются в бурные реки


блаббла

Шел 2128 км экспедиции «Восточного посольского пути»…  Еще вечером прошлого дня начался дождь, который не прекращался всю ночь. Подъем случился ранним. В 6:00 необходимо было завершать сварочные работы. Над машинами был растянут тент, однако погода изменилась и ливень прекратился. Из-за случившейся серьезной незапланированной остановки водители  экспедиции решили сделать технический осмотр всех автомобилей, поскольку машины двигались уже больше тысячи километров в отсутствии дорог или по гребенке.

Мимо проехали два джипа, члены экспедиции их поприветствовали, помахав рукой. Оказалась, что это группа туристов из Германии, путешествующая по Монголии. Томские казаки рассказали им о цели путешествия и передали имеющиеся у нас печатные материалы: карту маршрута и краткую информацию о походе Ивана Петлина.

Не успели тронуться — новая поломка у другого автомобиля, срезало болт коленвала. Долина Гялгарын-Холой отпускать не хотела. Проведя мозговой штурм, было принято решение изготовить его из шаровой опоры. 

Однако у природы были свои планы. Долину затянуло угрожающе темными тучами, было очевидно, что грозы не миновать. Ремонт не останавливался. Небольшой дождик совсем скоро перешел в ливень, долина стала наполняться дождевыми водами. За секунды дороги превратились в русла бурных горных рек, сметающих все на своем пути.

Дороги в этой местности были не чем иным, как естественной водоотводной системой. Селевые водные потоки стекали со всех склонов и гор окружающих долину, мы располагались в её нижней точке. Путешественникам ни чего не оставалось делать, как смотреть на это буйство стихии из окон автомобилей.

В какой-то момент главный автомеханик Денис Лыткин  принял решение об уходе с этого места, любыми силами и средствами. Наспех собрав вещи и запчасти, прицепив на буксир сломанный автомобиль, мы сорвались… Водные потоки окружали машины со всех сторон, с неба лило, как из ведра. Ландшафт преобразился до не узнаваемости. Движение колонны по руслу сопровождалось преодолением значительных перепадов рельефа, большинство из которых было скрыто под бурлящими водами.

Головой колонны был автомобиль Дениса Лыткина, он же выбирал и путь. Остановились мы только тогда, когда достигли безопасной высоты. Гроза прекратилась. Теперь о недавней стихии говорили лишь продолжающие течь реки.

На горизонте показались три машины местных жителей, битком набитых людьми. Там были старики, мужчины, женщины и дети. Они дружно вышли нас поприветствовать и спросить о состоянии дороги, смогут ли они проехать? На этот вопрос мы высказали свои сомнения и и сказали, что путь они смогут продолжить, но позже, когда вода немного уйдет. Они остались пообщаться с незанятыми в ремонте членами экспедиции. 

После этого происшествия, путешественники вынуждены были констатировать, что отстали от графика. Маршрут, составленный еще в Томске, предполагал более короткий путь и был максимально приближен к дороге, пройденной Иваном Петлиным с казаками. Однако стало понятно, насколько непредсказуемо такое путешествие.

За перевалом горы Дугой Цахир открылся вид на прекрасные зеленые луга. Благополучие этой долины обеспечивается родником. Прекрасный вид не делал путь казаков проще: ливневые потоки рассекли все дороги поперек. Каждую из этих промоин приходилось объезжать. Вскоре следы дорог пропали, остались только русла дождевых рек. Открывшийся вид на котловину настораживал. Если ранее экспедиция столкнулась с грязными, но все же водами, то здесь вся видимая поверхность была покрыта густой и вяжущей жижей. О траектории дороги теперь приходилось только догадываться. 

 

Еще нас спуске путешественники увидели два автомобиля — грузовичок и ВАЗ. Водитель ВАЗа, завидев нас, начал махать, прося о помощи. Грузовичок пытался пересечь долину, однако то и дело застревал, а ВАЗ его вытаскивал, но теперь грузовичок сел окончательно и усилий второго автомобиля стало недостаточно. Экипаж ВАЗа состоял из двух путешественников из Иркутска — Александра и Елены, которые шли в Кяхту через Монголию. Общими усилиями высвободили грузовичок, однако ненадолго. Не проехав и 10 метров, он снова сел.

Вместе с путешественниками из Иркутска мы продолжили следование по долине. Сказать, что этот отрезок был волнительным — ничего не сказать. Движение по селевой жиже усугубилось наступлением темноты. Не обошлось и без увязывания в промывах наших автомобилей, но экспедицию бессменно выручал Pic up, его проходимость была подтверждена в этих не простых условиях. Погода радовала, было безветренно и +25 С. Из долины выбрались не скоро, уже наступила ночь. На ночлег остановились на склоне горы. Поставив одну штабную палатку, разложив в ней коврики и спальники, уставшие легли спать…

Рубрика: #Общество_Томск@tomskvkurse #Новости_Томск@tomskvkurse
Источник: tvtomsk.ru



Советуем посмотреть: